На севере Японского архипелага, на острове Хоккайдо, живет один из самых малочисленных, но в то же время интереснейших в этнографическом отношении народов земного шара — айны. Большой интерес и особое внимание к этому этносу со стороны многих исследователей мира объясняется прежде всего комплексом вопросов, образующих так называемую айнскую проблему, или проблему этногенеза айнов, которую ученые разных стран пытаются разрешить вот уже свыше ста лет.
В первую очередь обращает на себя внимание то, что айны, находясь в окружении монголоидных народов, резко отличаются от них в антропологическом плане, образуя в пределах Восточной Азии как бы островок расовой обособленности. В противоположность монголоидам (китайцам, японцам, корейцам, малым народам Дальнего Востока) у айнов наблюдается чрезвычайная обволошенность лица и тела, ставящая их по этому показателю на одно из первых мест в мире. По многим соматическим признакам их физического облика (значительный процент волнистых волос, сравнительно широкий разрез глаз, менее плоское и более короткое, чем у монголоидов, лицо, смуглый цвет кожи, толстые губы, широкий нос и т. д.) некоторые исследователи сравнивали айнов с австралоидами, с населением Юго-Восточной Азии и даже европейцами, что лишено, однако, оснований. Тем не менее по полному набору антропологических признаков айны не соотносятся ни с одной популяцией земного шара.
Наряду с обособленным местом в мировой расовой систематике не меньший интерес представляет собой традиционная культура айнов. Она включает элементы, которые присущи как северным, так, и, по мнению некоторых исследователей, расселяющимся в южных регионах Тихоокеанского бассейна этносам. При этом определенные элементы культуры вполне позволяют сопоставить их с таковыми в культурах других народов, обитающих на значительном удалении от мест расселения айнов — в Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана, северо-востоке Азии и северо-западе Американского континента. Сторонники южной теории происхождения айнов к числу южных особенностей относили, например, использование примитивного ткацкого станка, похожего на индонезийский, применение при изготовлении одежды волокон луба, распашную и поясную (набедренная повязка) одежду, старинное вооружение (лук, палицы), сходное с австронезийским, орнамент, некоторые религиозные обряды.
Предметом оживленных научных споров остается айнский язык. Несмотря на исследования, до сих пор не выявлены генетические связи этого языка, занимающего изолированное место в лингвистической классификации мира.
Айны являются аборигенами Японских островов и при этом древнейшим, без сомнения, этносом дальневосточного региона. Очень длительная локализация айнской общности в пределах островной территории севера Тихоокеанского бассейна позволяет говорить об айнах как о самых ранних обитателях востока Азиатского континента, что подтверждается преемственностью древних культур.
Начальные этапы этнической истории айнов, вернее, их предков отделены от нашего времени многими тысячелетиями. Достаточно отметить, что наиболее ранние образцы керамики археологической культуры Японии — дзёмон (доел, “веревочный узор”—по характерному для керамических изделий этой культуры орнаменту), которая связывается исследователями с предками айнов, датируются учеными возрастом свыше 12 тыс. лет. Это самая древняя из керамических традиций мира, которая соответствовала высокой по тому времени культуре, существовавшей задолго до появления древнеегипетской цивилизации, древних государств Передней Азии, Индии и Китая, античных Греции и Рима. И самое важное — наличие керамических изделий у праайнов согласуется с научными данными и подтверждается, в частности, материалами этнической одонтологии. Айны и их предки, являвшиеся носителями культуры дзёмон, использовавшие в течение тысячелетий керамику, показывают максимальную по сравнению с любой иной популяцией во всей Азии степень зубной редукции. Редукция зубной системы айнов, очевидно, непосредственно связана с древнейшей в мире гончарной традицией, позволившей перейти от употребления сырой пищи к ее варке в керамической посуде. Это обусловило меньшую нагрузку на челюстные мышцы и со временем соответственно повлияло на уменьшение размера челюстей и зубов. Таким образом, этот факт является одним из доказательств, и притом убедительным, этнической преемственности древнего (человека культуры дзёмон) и современного (айнского) населения Японских островов.
На долю айнского этноса за время его существования выпало множество испытаний. Айны — народ исключительно трудной судьбы. Предки японцев уже на рубеже новой эры, проникнув на Японские острова с материка, начали свое продвижение на исконно айнские земли, вытесняя и порабощая аборигенов архипелага. Пожалуй, ни один народ мира не сопротивлялся, как айны, чужеземной экспансии более полутора тысячелетий. В числе врагов айнов были легендарные личности — основатели древнеяпонского государства. Свои последние земли айны утратили в результате осуществления японцами колониальной политики в конце XIX — начале XX в.
Сайт создан в системе
uCoz